Новости

ЭТАПЫ БОЛЬШОГО ПУТИ

news

Подготовительному факультету для иностранных граждан МИЭЛ ИГУ – 50 лет

13 октября 1966 года в Иркутском государственном университете был открыт подготовительный факультет для иностранных граждан. Обучение иностранцев на подфаке ИГУ было совершенно новым делом: подобный факультет был одним из первых в СССР и единственным в Сибири.

Перед коллективом факультета стояла задача государственного значения: создать наиболее благоприятные условия для адаптации иностранных учащихся в новой языковой и этнокультурной среде, устроить их быт, обеспечить психологический комфорт, дать необходимые и достаточные знания для приобретения специальности в учебных заведениях СССР.

В октябре 1966 г. на подготовительный факультет ИГУ прибыло 147 монгольских учащихся. С этого времени по 1990 год основным (а в первое десятилетие – единственным) контингентом учащихся подфака были граждане Монгольской Народной Республики. И это не случайно, ведь наши страны были связаны крепкими узами: в те годы русский язык в Монголии знали практически все образованные люди, десятки тысяч монгольских юношей и девушек обучались в вузах и техникумах СССР.

Обучение на подготовительном факультете велось по различным направлениям: инженерно-техническому, медико-биологическому, экономическому, гуманитарному.

В работе факультета по обучению и воспитанию монгольских учащихся активное участие принимали представители Госкомитета по высшему и среднему специальному образованию МНР: Г. Готов, Д. Содов, Ю. Дамдинсурэн, доктор исторических наук Н. Жамбалсурэн, кандидат экономических наук С. Ламбаа.

Первым деканом подготовительного факультета был назначен доцент, кандидат исторических наук Погребенко А.Е.

В последующие периоды деканами подфака были:

  • 1967 год – доцент, старший преподаватель Никулина С.Е.
  • 1973 год – доцент, кандидат исторических наук Стафеев М.А.
  • 1977 год – доцент, кандидат философских наук Антипина З.Г.
  • 1983 год – доцент, кандидат географических наук Ивенина В.К.
  • 1987-1993 гг. – доцент, кандидат исторических наук Мельников Г.А.
  • с 2015 г. обязанности декана исполняет доцент, кандидат педагогических наук Белоусова И.М.

В 1993 году приказом Комитета по высшей школе Министерства науки, высшей школы и технической политики РФ подготовительный факультет был преобразован в международный. Тем самым расширились функциональные возможности факультета – начался новый этап его развития.

С 1993 года по настоящее время деканом международного факультета ИГУ, а затем директором МИЭЛ ИГУ является доцент, кандидат химических наук Андрухова В.Я.

В 1966 году на подготовительном факультете было создано 3 кафедры:

  • кафедра русского языка (зав.кафедрой – старший преподаватель Щетинина М.И.);
  • кафедра естественных дисциплин (зав.кафедрой – старший преподаватель Степанченко В.Г.)
  • кафедра гуманитарных дисциплин (зав.кафедрой – старший преподаватель Аксенова А.Н.

За период существования подфака кафедрами руководили:

Русского языка

Естественных дисциплин

1967 год – ст.преподаватель Почернина Г.С.

1976 год – доцент, канд.хим.наук Соснина Т.В.

1972 год – ст.преподаватель Кашевская Г.И.

1982 год – доцент, канд.хим.наук Макаров В.А.

1976 год – ст.преподаватель Дубовщук Н.И.

1984 год – доцент, канд.хим.наук Розова Т.И.

С 1984 года – доцент, канд.пед.наук Соболева Р.И.

С 1995 года – профессор, канд.хим.наук Дмитриев В.И.

Гуманитарных дисциплин

1978 год – доцент, кандидат исторических наук Мельников Г.А.

Перелистаем страницы истории развития кафедр подфака

Кафедра русского языка была образована в 1966 году как кафедра русского языка подготовительного факультета для иностранных граждан и являлась базовой при Минвузе РСФСР.

Уже в первое десятилетие существования кафедры были заложены основы для будущей научно-методической школы преподавания РКИ – первой в сибирском регионе.

Второе десятилетие было посвящено разработке проблем совершенствования навыков и умений русской речи монгольских учащихся и описанию русского языка в целях его преподавания в мононациональной аудитории. Первыми, кто начал проводить экспериментальные научные исследования и разрабатывать новые технологии обучения, были Р. И. Соболева, Т. П. Линчук, В. Б. Лебедев, Л. П. Ходий, ставшие затем и первыми кандидатами наук.

В 90-е годы происходит процесс интеграции высшего образования России в общемировую систему образования, основу которого составляет система многоуровневой подготовки высококвалифицированных специалистов. В этот период направления исследовательской и научно-методической работы интегрированы в российские и международные образовательные программы.

В 1993 году, когда был образован международный факультет, кафедра была преобразована в кафедру РКИ МФ ИГУ.

В 1993-1999 годах кафедра приняла участие в двух программах: «Университеты России» ‑ тема исследования «Разработка содержания и технологии обучения русскому языку мононациональной аудитории китайских граждан», и Государственной научно-технической программе «Развитие образования в России» по направлению «Интеграция высшей школы России в международную систему образования».

В 2000-2002 годах работа кафедры РКИ проводилась в соответствии с направлением «Стандартизация содержания обучения коммуникативно-речевой, языковой и культурно-страноведческой компетенции иностранных граждан на начальном, среднем и продвинутом этапах». Кафедра включается в Государственную систему тестирования иностранных граждан по русскому языку и работает совместно с Головным центром тестирования граждан зарубежных стран по русскому языку при Министерстве образования Российской Федерации.

С 2004 года ППС кафедры велись исследования по двум научным направлениям. Разработка направления «Лингвометодические стратегии обучения иностранцев русскому языку как средству межкультурной коммуникации» проводилась за счёт внебюджетных средств международного факультета. Научный консультант: канд.пед.наук, доцент, зав.кафедрой Соболева Р. И.

В рамках данного направления был создан временный научный авторский коллектив для написания коллективной монографии, которая была издана РИЦ ИГУ в декабре 2005 года и посвящена 40-летию образования кафедры: Практическая методика преподавания русского языка как иностранного / под ред. Р. И. Соболевой: Иркутск: РИЦ ИГУ, 2005. – 180 с.

Второе научное направление «Теоретическая и прикладная лингвистика». Руководитель: профессор кафедры, доктор филологических наук Рогозная Н.Н.

К 45-летию образования кафедры издаётся коллективная монография: Методическая лаборатория преподавателя русского языка как иностранного / Л. П. Бородина [и др.]; [под общей ред. Р. И. Соболевой]. – Иркутск : Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2011. – 201 с.

К полувековому юбилею подготовлена к изданию коллективная монография «Теория и практика обучения русскому языку как средству межкультурной коммуникации».

Научные исследования, проводимые преподавателями кафедры, ставят целью разработку, апробацию и внедрение эффективных технологий обучения русскому языку иностранных граждан и создание комплекса учебных пособий, адекватных предложенным технологиям.

За 50 лет преподавателями кафедры издано:

‑ 4 монографии

‑ 250 учебных пособий и методических указаний.

Опубликовано более 400 научных статей. Сделано более 300-х докладов на научно-методических конференциях, симпозиумах и конгрессах.

За годы существования кафедры на ней обучались иностранные граждане из Австрии, Алжира, Англии, Афганистана, Бангладеш, Бирмы, Бразилии, Вьетнама, Германии, Индии, Иордании, Италии, Ирака, Ирана, Йемена, Камбоджи, Канады, Китая, Кувейта, Лаоса, Ливана, Ливии, Мадагаскара, Марокко, Монголии, Перу, Республики Корея, Сирии, США, Туниса, Турции, Филиппин, Франции, Швейцарии, Швеции, Шри-Ланки, Эквадора, Японии.

Вообще «вхождение» в любой иностранный язык – это как бы «проживание» еще одной жизни среди новых лингвистических, социолингвистических и лингвокультурологических реалий. Взаимодействие с незнакомым иностранцу жизненным пространством, ориентирами которого для него являются «язык – образование – культура», осуществится несомненно легче и эффективнее, если рядом будет грамотный, тактичный и заинтересованный наставник. В роли такого наставника и выступает, как правило, преподаватель русского языка как иностранного, что находит свое отражение в специфике организации воспитательной работы.

Традиционными вечерами, проводимыми на кафедре, являются следующие: «Здравствуй факультет!», «Давайте познакомимся!», «День русского языка», «День русской песни», «День русской поэзии», «Виват, преподаватель!»…

А завершается каждый учебный год вечером-фестивалем «Мы говорим и поём по-русски», лейтмотивом которого выбирается определенная тема, например: «Мы желаем счастья вам!», «Возьмемся за руки, друзья!», «День великой Победы!», «Я люблю тебя, Россия!», «Мы соседи по планете».

Мы хорошо понимаем, что задача кафедры РКИ в настоящее время состоит не только и не столько в том, чтобы помочь обучаемым получить определенные знания и квалификацию. Наша главная задача – подготовить культурных, высокообразованных людей и грамотных специалистов, профессиональная деятельность которых осуществляется в XXI веке.

В настоящее время на кафедре работает 5 кандидатов наук, доцентов и 11 старших преподавателей.

С 1984 года и по настоящее время кафедрой руководит кандидат педагогических наук, доцент Раиса Ивановна Соболева.

Высокий профессионализм преподавателей подтверждает список стран, в которые они выезжали на педагогическую работу: Австрия, Алжир, Афганистан, Венгрия, Гвинея, Германия, Камбоджа, Китай, Корея, Куба, Монголия, Мьянма, Польша, Финляндия, Франция, США, Югославия, Япония.

Кафедре пятьдесят лет. Это возраст зрелости. К настоящему моменту на кафедре сложилась своя научно-методическая школа, удачно совмещающая в себе единство теории и практики преподавания русского языка иностранцам.

Кафедра естественных дисциплин

На первых этапах своего становления и развития кафедра участвовала в выполнении задач государственного значения и давала иностранным гражданам знания естественно-научного направления, необходимые для дальнейшего обучения по различным специальностям в более чем 120 высших и средних учебных заведениях СССР.

Главное направление научно-методической работы кафедры первых двух десятилетий – совершенствование процесса обучения монгольских учащихся дисциплинам естественного цикла. ППС кафедры занимался проблемами организации учебного процесса с учетом межпредметной координации; разработкой вопросов активизации мышления; организации индивидуальной и самостоятельной работы учащихся.

С 1984 года доцентами Андруховой В.Я., Маричевой Э.А., Розовой Т.И., Рыбкиной В.В., Сухоруковой Н.А. исследовалась, и активно внедрялась в учебный процесс система интенсивного обучения. В рамках этой тематики преподавателями кафедры впервые на факультете выполнен ряд хоздоговорных работ с ПТУ г.Иркутска и МИИГА г. Москвы.

Кафедра становится опорной при Минвузе РСФСР и ведет разработку научно-методических основ курса «Основы информатики и вычислительной техники» (разработчики старшие преподаватели Г.И. Коен и Л.И. Помазкина).

В 1993 году в связи с преобразованием подготовительного факультета в международный кафедра влилась в состав нового факультета.

Сегодняшнему поколению кафедры выпала непростая задача продолжать дело своих коллег в условиях изменившихся экономических отношений и, соответственно, приоритетов у молодых людей в получении образования по выбранной специальности.

Прежде всего необходимо подчеркнуть специфичность всех видов деятельности кафедры, поскольку для решения поставленных образовательных задач, обусловленных государственными стандартами, на ней работают специалисты различных направлений естественно-научного профиля.

Отсюда  и разнообразие научных интересов и исследований, проводимых преподавателями кафедры. Это и педагогика высшей школы, и труды по высшей математике, и синтез новых соединений, и проблемы организованности на разных уровнях экономических систем, и разработки в области программного обеспечения.

Полигон деятельности кафедры значительно расширился с появлением компьютеров и внедрением информатики и информационных технологий во все сферы деятельности человека, поскольку система образования, безусловно, сразу отреагировала на это направление, сделав его одним из краеугольных камней в развитии личности и становлении будущего специалиста.

Здесь необходимо подчеркнуть особо, что занятия по информационным технологиям наряду со штатными преподавателями кафедры ведут специалисты высокого класса, приглашаемые из академических институтов СО РАН и работающие на «самом острие» современных информационных технологий.

На базе кафедры под руководством профессора Дмитриева В.И. создана лаборатория «Методы автоматизации научных исследований в учебном процессе», основная цель которой: обеспечение научно-исследовательской и практической деятельности преподавателей, аспирантов и студентов МИЭЛ ИГУ по фундаментальным и прикладным наукам в рамках учебных специальностей института.

За 50 лет существования её сотрудники опубликовали более 300 научных работ, более 150 учебных пособий и методических указаний, выполнили 6 хоздоговорных исследований.

Будущее любого коллектива зависит от многих факторов. Но совершенно очевидно, что надежность и отдача от работы, высокий имидж обеспечивают высококвалифицированные специалисты, умело сочетающие обеспечение учебного процесса с научной, методической и воспитательной деятельностью. К таковым, безусловно, относятся преподаватели кафедры.

Кафедра гуманитарных дисциплин

Ветеранами кафедры, стоящими у истоков становления  и развития подготовительного факультета можно считать Аксенову Алису Назаровну, Митюшеву Тамару Афанасьевну, Шевелько Галину Михайловну, Тарнопольского Владимира Константиновича, Кулакову Тамару Яковлевну. Они обеспечивали учебный процесс по следующим дисциплинам: история СССР, Советский Союз, география СССР, русская и советская литература, введение в политэкономию; факультативно ‑ Конституция СССР, история МНР.

Когорту ветеранов пополнили и длительное время работали: Мельников Геннадий Александрович, Куркина Лариса Викторовна, Крашенинников Валерий Михайлович, Белькова Галина Дмитриевна.

До 1991 года кафедра гуманитарных дисциплин отвечала за идеологическую, общественную и воспитательную работу на подготовительном факультете.

Свой профессиональный уровень преподаватели повышали в ИПК Киевского, Казахского, Ростовского университетов, проходили стажировку в ведущих вузах Москвы, Ленинграда. Мельников Г.А. и Тарнопольский В.К. преподавали на подфаках Республики Куба.

Преподаватели кафедры за прошедшие годы подготовили и издали более 30 учебных, учебно-методических пособий и словарей для студентов подготовительного факультета, часть учебных пособий опубликовала за границей.

В 1993 году кафедра гуманитарных дисциплин была  переименована в кафедру социально-экономических дисциплин в связи с принятием подготовительным факультетом нового статуса ‑ «международный» и открытием новых специальностей «Коммерция» и «Лингвистика», с обучением как иностранных, так и российских студентов.

В настоящее время на кафедре работает 3 кандидата наук, доцента и 2 старших преподавателя.

С 2014 года кафедрой руководит кандидат исторических наук, доцент Мария Михайловна Плотникова.

  • Важным событием в жизни подготовительного факультета явилось открытие в 1971 году Курсов повышения квалификации учителей-русистов школ, техникумов, ПТУ Монголии. Монгольские учителя имели возможность практически ознакомиться с опытом преподавания русского языка на подфаке и иностранных языков в школах г.Иркутска. Более 400 монгольских преподавателей-русистов прошли переподготовку на курсах повышения квалификации.

На КПК работали опытные преподаватели А.М. Рутман, А.В. Попова, С.И. Козлова, Л.В. Тюхтяева, доценты Г.И. Тунгусова и В.Б. Лебедев. Они читали лекции по методике преподавания РКИ и практической грамматике русского языка, вели практические занятия по развитию речи для стажеров и аспирантов.

Большой вклад в повышение квалификации монгольских русистов непосредственно в самой Монголии внесли доценты Г.И. Тунгусова и В.Б. Лебедев. Они оказывали посильную помощь вузам г.Улан-Батора, школам в аймаках и сомонах, организовывали методические конференции, руководили городским методическим семинаром по актуальным проблемам преподавания РКИ.

Нам – 50 лет! За 50 лет прошло обучение более 12 000 иностранных учащихся.

Коллектив подготовительного факультета МИЭЛ ИГУ полон творческих идей, разрабатывает перспективные планы, с уверенностью и оптимизмом смотрит в будущее.

 

Раиса Соболева,

зав.кафедрой русского языка как иностранного МИЭЛ ИГУ